Марксистская тенденция | МТ

      
 Вход           ВСТУПИТЬ

Thomas Cook – очередная жертва беспощадной системы

В зарубежной прессе появились новости о том, что в отношении британской туристической компании Thomas Cook запущена процедура принудительной ликвидации. Без работы останется 9000 человек, что в очередной раз демонстрирует неспособность рынка обеспечить уверенность работников в завтрашнем дне. Только национализация позволит обеспечить качественные социальные услуги и стабильную и высокооплачиваемую работу.

Итак, туристической компании Thomas Cook больше нет. Еще один «исторический символ страны» был ликвидирован, и 9000 человек в Британии остались без работы. Многие из работников компании уже пережили подобный опыт всего два года назад, когда рухнула авиакомпания Monarch. Нынешний крах, возможно, станет еще большей социальной катастрофой, поскольку затронет порядка 20 000 работников по всему миру, что возымеет более глобальные последствия для всей туристической отрасли.

Переговоры, прошедшие две недели назад в британской юридической фирме Slaughter and May, в которых приняли участие держатели облигаций и крупнейший акционер компании – китайский конгломерат Fosun, не дали никаких результатов. 200 миллионов фунтов стерлингов, необходимых для спасения туроператора, собрать так и не удалось. Более 150 000 британцев в настоящее время находятся в отпуске за границей и ожидают крупнейшего за историю мирного времени массового возвращения на родину. Отдыхающие в отеле в Тунисе сообщили, что их даже заперли охранники, так как отель потребовал дополнительные деньги, опасаясь, что Thomas Cook не расплатится с ними.

Хроника предреченной гибели

Банкротство Thomas Cook стало шоком для многих, хотя с экономической точки зрения было ожидаемым уже довольно давно. Такие отрасли, как путешествия и авиаперевозки – это бизнес, в котором прибыль невелика. Комплексные туристические путевки продолжают уходить в прошлое, поскольку путешественники в наши дни могут самостоятельно бронировать рейсы и отели через Интернет, исключая посредников.

Для многих рабочих, которые трудятся в поте лица целый год, отпуск – это проблеск надежды и шанс отдохнуть, но приходится находить средства, чтобы его себе его позволить. Когда спрос на туристические услуги снижается, что неизбежно случается после долгих лет жесткой экономии, это немедленно сказывается на отрасли в целом. Объем заказов – это основа основ, а без стабильного потока клиентов любая туристическая компания быстро начинает накапливать задолженность и обрекает себя на банкротство. Неправильное управление также может сыграть свою роль – и, судя по рассказам бывших сотрудников Thomas Cook, неумелое руководство, похоже, также имеет место и здесь – устаревшую бизнес-модель компании можно сравнить с онкологическим заболеванием, поедающим организм изнутри.

Провал рынка

Невероятно, но Борис Джонсон имел наглость заметить, что пришло время «подумать о том, должным ли образом мотивировано руководство этих компаний для решения подобных вопросов». Это действительно очень смелое заявление для представителя власти. Издание The Telegraph на днях сообщило, что:

«Питер Фанкхаузер, исполнительный директор Thomas Cook Group, на посту руководителя, который он занял в 2014-ом году, заработал 8,3 миллиона фунтов стерлингов, включая бонус в размере 2,9 миллиона фунтов стерлингов, полученный им в 2015-ом году. Финансовые директора компании Майкл Хили и Билл Скотт с 2014-го года на двоих получили порядка 7 миллионов фунтов стерлингов».

Капиталистический миф о том, что для того, чтобы успешно управлять компанией, её руководство должно состоять из нескольких высокооплачиваемых специалистов, в очередной раз доказал, как он работает. В действительности руководство Thomas Cook Group оставит посты, сохранив свои пенсионные накопления, а также прочие льготы и бонусы, в то время как сотрудники, на плечах которых лежала реальная работа, столкнулись с настоящей катастрофой и, скорее всего, даже останутся без зарплаты в этом месяце.

Правящие круги беспомощно следят за ситуацией, не в силах предпринять ничего, кроме как пролить пару фонтанов крокодиловых слёз. В контексте краха таких компаний, как BHS, Carillion и British Steel, банкротство еще одной компании-гиганта выглядит как очередное поражение политики невмешательства. Рынок не способен обеспечить спокойную и обеспеченную жизнь для простых наёмных рабочих, которые всегда будут зависеть от жадности капиталистов, и всегда будут первыми, кого принесут в жертву на алтаре рынка.

Разумный план

Горькая ирония заключается в том, что дополнительную ликвидность в размере 200 млн фунтов стерлингов от Thomas Cook потребовали именно банки, в том числе RBS и Lloyd's. Те самые банки, которые были спасены британскими налогоплательщиками суммой 65 млрд фунтов стерлингов (притом большинство акций RBS принадлежало государству). Это ясно демонстрирует, как расставлены приоритеты, а также беспощадную логику всей капиталистической системы.

Банкротство Thomas Cook – это трагедия, которая, к сожалению, не будет последней в текущую эпоху кризисов, усугубившуюся предстоящим Brexit. Но трагедия эта, как обычно, касается только рабочих.

Как уже упоминалось, руководство покинуло посты, сохранив свои огромные бонусы. Держатели облигаций и другие займодатели стоят первыми в очереди, чтобы «обглодать кости» Thomas Cook Group. Тем временем инвесторы хедж-фондов остались безнаказанными. Большинство из них либо сделали ставку на крах Thomas Cook, либо в настоящее время получают отчисления «кредитных дефолтных свопов» (грубо говоря, страховки от невозврата долга) на общую сумму 250 миллионов долларов.

В то время как большие начальники умывают руки и удирают с миллионами в карманах, появляется множество историй о сотрудниках Thomas Cook (ныне безработных), работавших бесплатно и не покладая рук, просто для того, чтобы помочь отдыхающим вернуться домой.

Ситуации, подобные банкротству Thomas Cook, еще раз доказывают, почему обществу необходимо покончить с режимом коммерческой тайны. Подробные финансовые отчеты компаний должны быть открыты для публичного изучения и выявления спекуляций, ошибок руководства и коррупции больших начальников. В конечном счете, этими компаниями должны управлять сами рабочие в рамках демократического самоуправления.

Однако, вы не можете контролировать то, чем не владеете, поэтому мы выступаем за национализацию всех отраслей общественного транспорта: железнодорожного, автомобильного и воздушного. Собственно, компания Thomas Cook уже была национализирована лейбористами в 1940-х годах, но её снова отдали в частные руки консерваторы в 1970-х. Сегодня мы становимся свидетелями результата таких решений и тех человеческих бед, к которым приводят приватизация и «требования рынка». Только национализация под эгидой демократического рабочего самоуправления может предотвратить дальнейшее отправление людей «на свалку» рынка труда, а также позволит общественным службам работать таким образом, чтобы работники и другие потребители ставились во главу угла, и в то же время осуществлять критически важные и неотложные инвестиции в возобновляемые источники энергии.

Источник

 

Марксистская тенденция | МТ © 2018 - 2019